I КАКОВА ВАША ВНУШАЕМОСТЬ?
Дело было в седьмом классе. Приехал Виноградов, маг и чародей – и школяров пригнали в актовый зал.
– Ну, дети, давайте проверим вашу внушаемость – подвержены ли вы гипнозу? Сцепите пальцы в замок – вот так. Я буду считать, а вы вслушивайтесь. Если пальцы сцепятся, это не опасно. Я вам помогу расцепить. Начали? Раз, два… Ваши пальчики тяжелеют…
А я мальчуган вдумчивый, начитанный. Кумекаю. У кого пальцы сцепятся, будут потом на сцене подопытными кроликами. Попробую, подвержен ли я гипнозу? Считает маг, вслушиваюсь. Чувствую – тяжелеют пальчики-то, уже и не расцепить! Сверкнула мысль: "Не хочу быть кроликом!" Пора откат делать!
Перестал вслушиваться – пальцы обмякли, не успев сцепиться. Понял: гипнозу подвержен. Вовремя почувствовав опасность, могу и не стать жертвой гипноза.… На сцену Виноградов вывел около десятка ребят. Протыкал иглой, заставлять бревном висеть между двух стульев. С той юной поры, читая и слушая, распознаю, что меня в чём-то пытаются убедить, не приводя достаточных оснований. Такой бездарной пропаганды полно в сетях. Полно и тех, кто всему верит. Я не из тех. Убеждения вызревают не сразу, проходят обкатку, в итоге могут и развернуться наоборот. Субъект автономно мыслящий, слабо ассоциирующийся.
II О КУЛЬТУРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ДИСКУССИИ И ЦИТИРОВАНИЯ
"Я ненавижу сплетни в виде версий" – пел Высоцкий. Собачье лицо поколения. Каждый борзописец или просто заснявший на сотку ЧП готов раскрутить сенсацию да навариться на этом. Потому и размывается, более того – мистифицируется всё — правда о ВОВ, о Чернобыле, гибели "Бурана"... Инопланетяне, сговорившись с ЦРУ, устраивают сейсмический толчок, в результате которого всё содержимое энергоблока АЭС, распыляясь, выбрасывается в атмосферу. Затем зелёные человечки, вооружившись АКМ, рушат ангар, обломки которого хоронят советский Шаттл, слетавший таки в космос беспилотно. Каждый волен верить любой интернет-байке, на тот вкус, который ему ближе.
Лично я пока своими глазами не увижу хотя бы вторичные документы, не вправе делать никаких выводов. А излагая версии, обязан ссылаться на проверяемые источники. Такова культура исследования и исследований. Редко когда от неё отступают учёные, и тогда их с позором изгоняют из цеха. Доказали, что известный японский генетик подтасовывал факты. От него отвернулось мировое сообщество биологов. Иное дело журналисты СНГ и мира. В их практике преступление против истины не считается преступлением. Жёлтая пресса фабрикуют любые сведения, если это не попадает под уголовное преследование. И если "утка" подгорит, то номер выдаётся за просроченный первоапрельский розыгрыш. Это реальная практика журналистики.
Если хочется убедить кого-то в том, в чём убеждены, будет хорошим тоном, если дадите ссылки не только на информацию, которая убедила, но и на весь комплекс "сплетен в виде версий". Иначе, давя личным авторитетом, хорошего впечатления о себе не оставите. И если не получите по сопатке, то вы убеждали безвольную куклу, или влюблённую в вас матрёшку.
Гибель Гагарина. Есть версия о том, что его самолёт летел без маяка свой-чужой. Вот его ракетой земля-воздух и сбили бравые наши ракетчики. Мне, например, кажется абсурдом, что тренировочный самолёт ВВС вдруг полетел без опознавательного маячка свой-чужой. Либо была неполадка, либо диверсия. В любом случае это версия конкурирующая с официальной, весьма правдоподобной — версией о аэродинамическом ударе вследствие пролёта сверхзвукового самолёта, в результате ошибки диспетчера. Примерно так погибла когда-то в воздухе ташкентская футбольная команда "Пахтакор". Версия о ракете якобы сбившей Гагарина – одна из версий, степень вероятности которой оценивать комиссии специалистов, не одному человеку. Специалистам в области аэродинамики и прочая, и прочая. Консилиуму специалистов.
Сапожник да судит театральный костюм не выше сапога. Как дипломированный физик, преподаватель физики могу видеть, что в 4-й серии мультика "Ну, погоди!" нарушен третий закон Ньютона, когда волк дует в парус яхты, на палубе которой стоит, в итоге чего якобы догоняет теплоход... и другие нелепицы, подвластные моей компетенции. Был бы я дурень, понравилась бы мне графика публикации о ракете, стал бы бегать по всему сайту и орать: "А знаете, что Гагарина сбили ракетой? Как, не знаете?! Это же неопровержимо доказано!" Много балбесов одержимо стремлением убедить других в чём-либо: "Ну, а хлеб теперь из рыбьей чешуи!" Идите на хутор бабочек ловить. Не крепите мозги, мать вашу – дрова ломать, не переломать. От вас, балбесов, шум да головная боль, да потерянное время.
III ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ ТЕЛЕНОВОСТЯМ?
Я однажды купил кило домашнего сливочного масла. Вкуснотища. Однако вскоре стал хвататься за сердце – результат действия холестерина на сосуды. После этого я перешёл на лишённое холестерина масло, изготовленное на основе недорогого пальмового масла. По телевидению ведутся промышленные войны. Недорогое пальмовое (кокосовое) масло конкуренты обвиняют во вредности и насмотревшиеся антирекламы друзья начинают меня грузить: и чего ты ешь это масло, оно же вредное?
Я тогда иду к своему коту на экспертизу. Кладу кубик этого масла и он ест с тем же удовольствием, что и кубик сливочного. Ещё год назад кот ел любительскую колбасу. Теперь он не ест, не могу себя заставить и я. Я верю коту, который не смотрит телевизор. У него нюх, интуиция. Увы, не все друзья замечают СКРЫТУЮ рекламу и антирекламу, не все задают классический вопрос древних: кому это выгодно? Потому в случае заварушек, затрагивающих интересы отечества, я смотрю российские новостные блоки, затем ewronews и затем уже начинаю делать какие-то выводы.
IV А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК НА ЛУНЕ?
20 июля 1969 г высадка на Луну. Я пьяненький от радости поступления и винца первокурсник МВТУ. Лежу на диванчике в городке Щёлково, в Подмосковье. Смотрю кадры "шагов по Луне". Кумекаю: вот чудо-то! Американцы на Луну сели...
Прошло лет тридцать. Я стал профессиональным репетитором физики и математики. Стал понимать что такое кинематика передвижения, если уменьшить "g" в 6 раз. И понял, что и высота и дальность первого же шага по Луне при той же энергии толчка голеностопа сместит центр масс астронавта не на 5 см, как на Земле, а на 30 см, что оторвёт его зад от почвы и пролетит он уже не 70 см, а 420 см, что на экране весьма заметно. Что нам показывают ныне это постановочные, студийные кадры в условиях земного "g", даже замедление перестали делать. Зашёл разговор с другом-однокурсником. Он рассказал, как в 1970-м он учился в университете Ростова.
— Приехали к нам американцы, у них были широченные магнитные ленты. Они их крутили, показывали высадку на Луну.
— А ты обратил внимание на кинематику шага? – спрашиваю его.
— Ты знаешь, как-то не думал об этом...
И вот теперь всё, что требуется, чтобы исключить сомнения, это экспертное изучение тех первичных лент. А НАСА их, будно нарочно, "утеряло". Надо же, такой музей сделали. В нём хранятся скафандры, в которых якобы высаживались на Луну. Говорят, что их, в отличие от скафандра Леонова, можно проткнуть спичкой. "Если на клетке слона прочтёшь слово тигр, не верь глазам своим" /Козьма Прутков/. То, что радары или телескопы видели подлёт Аполлона к Луне, ещё не говорит ведь о том, что в нём находились люди? А снимать кино Голливуд умеет. Это разве оспоришь?)
см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лунный_заговор – короткая учётка: http://clck.ru/8m78d – оттуда и взята анимация.
V ПРАВОСЛАВИЕ КАК КУЛЬТУРА РОДНОГО НАРОДА
Мой дядюшка, номенклатурный коммунист, тайно носил святить куличи в храм, в котором меня крестили младенцем. Очень люблю Пасху. Повод поесть от души крутых варёных яиц, попить чайку с куличиками. А также в этот день меня всегда тянет на кладбище, где недалеко от входа лежат тётушка с дядюшкой, мама. А рядом — скульптура солдата Великой Отечественной Войны, похожего на моего отца. Стоят возле воина с подбитой вандалами кистью руки старушки и поют: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ". Благостно на кладбище этом, знакомом с детства.
Однако ещё в пионерах я прочитал роман Войнич «Овод». Он меня убедил, что религия подобие опиума для народа. Воспринимаю православные праздники как праздники культуры моего народа. В зрелом возрасте приобрёл весомый религиозно-мистический опыт, о котором давно исповедался читателю. Слепо верить не умею. Внушаемость слабая. Проверено: гипнотизёр Виноградов не смог меня загипнотизировать.
VI НЕМНОГО ЛОГИКИ И ТОЧНОСТИ ВЫРАЖЕНИЙ
О "доказательствах" и "опровержениях" бытия божьего. В предложениях "Бог есть", "Бога нет", "Я верю в Бога", "Я не верю в Бога" мне понятно только местоимение "Я". По Конфуцию, прежде чем вести обсуждение, надо договориться о понятиях, которые собеседники вкладывают в слова. Выясняется, что понимание слов Бог, есть, нет, верю, не верю уже многогранно, уже расплывается у одного человека, а если взять двух, тем паче, общество, то расплывается ещё более. Вывод? Договориться невозможно в силу разницы психологических типов личности. Вот потому я агностик. Может, ещё и потому агностик, что прошёл 21 год назад школу теософии.
Не одни священнослужители с душой дело имеют, но и психологи и психиатры. Им известно: богатое воображение плюс внушаемость плодит фанатиков застревающих на догме, высокопарно именуя её истиной. Не просто истиной, но непременно с большой буквы – Истиной. Между тем, истина конкретна. Возьмём понятие секта. В http://clck.ru/8mPYX читаем: «Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии». Становится ясно: слово "секта" из арсенала идеологии. А идеология суть научно обоснованная религия. Примеры – марксизм-ленинизм, теократические государства. Когда слово секта начинают употреблять на той площадке, где работает законодательство РФ о клевете, становится ясным, что ими размахивает профан или демагог.
09 июля 2013 Конституционный суд РФ удовлетворил иск Е. Крылова и Дума будет менять Гражданский кодекс. Будет введена реальная ответственность за клевету в Интернете. В РФ зарегистрирована общественная организация "Церковь последнего завета". Теперь на наших междусобойчиках опасно неосмотрительно клеить ярлык секты ко всему, что не является каноническим православием. Имейте в виду господа и товарищи. А то кое-кто попробовал не по делу шашкой махать в тонких вопросах и год почти как закопали. Оно, конечно, все мы смертны, но уж лучше освоить западную культуру дискуссии, а не стиль «Дог-шоу» или «Пусть говорят». Я взял лишь один пример. Sapienti sat — понимающему достаточно.
VII КНИГИ ДЕТСТВА ФОРМИРУЮТ ХАРАКТЕР И СУДЬБУ
Когда думаю о том, почему вторую половину жизни наслаждаюсь одиночеством, вспоминаю, какое волшебное впечатление на меня в третьем классе произвела книга Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" в переводе Корнея Чуковского. Она заложила тягу к бегству от суеты в свой ясный и гармоничный внутренний мир. Оно понятно: флегматик, интроверт. Вдобавок – источник тепла и света в сердце…
Возвращаюсь к основной теме. Про Велеса и Перуна в детстве не читал, а легенды и мифы эллинов были НАСТОЛЬНОЙ книгой. Потому мне симпатично латинское, античное язычество. Так ещё и воспитала классическая мировая литература, начиная с книги Рафаэлло Джованьоли "Спартак". Про роман «Овод» уже упоминал. Симпатичен мне суфизм, с которым познакомился в зрелом возрасте, читая восточную поэзию.
«Кааба с капищем для мудреца – одно,
Хоть разный виноград, равно пьянит вино.
Лишь деспот в разнице для розни видит повод,
Чтоб разделять людей и мучить заодно»
Это слова великого суфия Алишера Навои, чьим именем в Алма-Ате названа одна из больших улиц. Коран я прочитал позже Библии и жизнеописания Кришны, а также книги С.А. Токарев, РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ НАРОДОВ МИРА, Москва, 1986.
Что ныне в сердце, это вопрос глубоко интимный. После смерти матери мне казалось, что я беседую с самим Всевышним. Потом думалось скромнее – с ангелом хранителем. Навострился в считывании подсказок, в разгадках "морали вещих снов", и всё равно неизменно попадаю носом в навоз. И уже многих ровесников закопали, а я всё в учениках перед Неведомой Силой – иногда греющей до слёз, иногда холодно безмолвствующей. «Я знаю, что ничего не знаю и большего знать не дано» — так сказал бы ныне Сократ, давший пример свободомыслия и бесстрашия. "Агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования … считает… аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу" (взято из http://clck.ru/0zUyw).
VIII КИНО И ЛАПША НА УШИ
2 сентября 2013 года исполнилось 60 лет киноактрисе Елене Прокловой. Идёт по телеканалу "ДОМ КИНО" фильм "Ключ без права передачи" – старый добрый советский фильм о варяге-директоре (Алексей Петренко) и молодой учительнице словесности (Елена Проклова). Две правды жизни в фильме, лишённом назидательных нот, дающем пищу для раздумий. Сопоставлю фильм Владимира Меньшова "Розыгрыш". В нём памятна музыка, песни, ставшие народным достоянием. Актриса Ханаева создала образ синего чулка – "принципиальной" учительницы.
•
Но фильм "Розыгрыш" так же идейно ходулен, как и телефильм "И это всё о нём" — прекрасный, ностальгичный фильм о комсомольской принципиальности (Костолевский), борющейся с двойной моралью мастера (Маркин) и работяг. Не буду о телефильме по роману Виля Липатова, хотя много бы нелестных и правдивых слов сказал для полноты картины, поскольку начал трудовую биографию бетонщиком на строительстве. Есть, что сказать, да устарело. Не устареет тема лжи в жизни школы. Плавали. Знаем. Самый лживый из всех общественных институтов во все века был и будет. Церкви за школой не угнаться.
•
Итак "Розыгрыш". Учительница ставит ученику "кол", который не входил никогда в оценки для журнала. Его могли поставить только в дневник, чтобы попугать родителей. И то это глупость – клубок эмоций со стороны учителя. Ладно. "Синий чулок" ставит незачёт способному ученику, мотивируя (для себя) сомнительностью его моральных качеств – карьерист он и себе на уме. Пареньку нужен зачёт, чтобы вовремя подать документы в МГИМО, он подготовился к пересдаче, но учительница "пошла на принцип", перезачёта не даёт. Попробовал бы такое препод в ВУЗЕ – декан намылил бы ему голову! Конечно, не хватило ума у героя пойти к директору, в райком, написать письменные заявления, если уж пошло на принцип. Учительница НЕ ИМЕЛА ПРАВА отказать в переэкзаменовке! Директор получил бы выговор. Но сценаристом (имени которого я пока не нашёл) ЗРИТЕЛЬ введён в заблуждение. Как же! Парнишка-то действительно с гнильцой. Ату его! Но правда жизни и нормативов попрана ради красивой морали.
•
Так фантазии Никиты Высоцкого в киносценарии "Спасибо, что живой" игрой на возвышенных эмоциях скрыли простые факторы, рассыпающие сценарий. Против любви, благородства и самопожертвования кто из просто несведущих или по молодости – устоит? А факторы таковы: сотрудники КГБ в любой точке Союза знали, что Владимира Высоцкого трогать нельзя, что пасут его с самого верха. Зрителю также невдомёк, что Владимир, сам называвший себя "РАЦИОНАЛЬНЫМ ЕВРЕЕМ", отправляясь на левую гастроль, непременно бы взял наркодоз с запасом. Не было в том проблемы. И, если принять всё это во внимание, весь сценарий рассыпается как высохший грим с посмертной маски из латекса, надетой, как упорно твердят, на Сергея Безрукова.
•
МОРАЛЬ? Фильм Меньшова "Розыгрыш" лжив. Учительница не имеет право ставить моральные соображения выше административно-юридических и профессиональных норм. И если она по моральным соображениям ставит незачёт, то пересдачу она должна принять безоговорочно. Киносценарист не имеет права писать сценарий, в основании которого прикрытое возвышенными эмоциями манипулирование общественным сознанием. Вешать лапшу на уши – это преступление, не имеющее срока давности. Ведь кинофильм способен жить века. И потому выскажу жестокую мысль. Я люблю разрушительный фильм «Брат-2». Но, может, не случайно Всевышний остановил в Кармадонском ущелье страшной смертью под слоем грязи и камней кинокарьеру Сергея Бодрова Младшего?
IX КАК В ЖИЗНИ, А НЕ В КИНО, ПОСТУПАЮТ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ
Расскажу быль. В пятом классе приняла нас учительница математики – Зинаида Ивановна Казанцева. Уроки арифметики. Нас не учили лишнему, межпредметные связи были продуманы. Уучительница на каждом уроке устраивала соревнования, кидала устные задачки. Она была педагогом по призванию. Когда она входила в класс, мы втягивали голову в плечи. Называли строгой, но справедливой и любили её все. Когда кончилась восьмилетка, мы фотографировались. Помимо классной руководительницы мы упросили Зинаиду сняться вместе с нами.
•
… В тот день Зинаида объяснила приём раскрытия скобок.
— Все поняли? – спросила у класса.
— Все! – тянем нестройно.
— Вызываю к доске, – и вот один за другим...
— Садись – два!.. Садись – двойка!.. Двойка, дневник!...
И ставит двойбаны в журнал. Я был пятым вызван. И от волнения начал куролесить.
— Садись, два!
А я сроду двоек у доски не получал.
— А если так попробовать! – говорю.
— Ну, покажи, как?
Пишу, как понял. Сейчас понимаю, что она мне крылья к спине пришила словами:
— Ну, вот. Я же видела, что в тетради ты правильно записал. А тут, у доски… Вот ты смотришь на других, а должен своим умом жить! И не мямли ты, будь мужчиной. Ты способный мальчишка. На первое время ставлю тебе четвёрку, но ты достоин большего.
Иду я за парту, сосед – Тимурбай Макимов смотрит с восхищением, руку жмёт. А у меня – словно крылья выросли за спиной.
•
После этого случая я по математике в классе только 4 и 5 получал. Но зима была снежная, хотелось покататься на санках, тарантасах. Вторая четверть. Домашние нудные задачи по арифметике я не делал. Списывать сроду не списывал.
— Откройте тетради!
Идёт Зинаида и видит мою пустую страницу. Молча 2 во всю страницу и в журнал. Так и получились 542542 общая тройка. Постарался забыть. Дальше алгебра пошла, которую я сёк без напряга. И делал домашние задачи за 5-10 минут.
•
А после 7-го класса на каникулах прочитал учебник по высшей математике для техникумов да всё понял. Пришёл с каникул. Умничаю:
— Зинаида Ивановна! Я производные и интегралы знаю. Проэкзаменовала она меня быстренько. И впрямь знаю.
— Тебе, Женька, надо в физмат-школу идти. Но там конкурс документов, а ты в пятом балду гонял, по арифметике у тебя тройка выходит, пойдёт в свидетельство... Нет, так будет несправедливо. Берёт она старый журнал и на моих глазах добавляет пару пятёрок и годовую оценку выводит четвёркой. Вот тебе и СТРОГАЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ советская учительница! Она-то прекрасно помнила, что двойками за невыполнение домашних заданий она прилежание у меня воспитывала. А знания тут были не причём.
•
Когда я принёс документы в ФМШ, в руках у меня уже было три грамоты призёра олимпиад. Седобровый директор, даже не вглядывался в свидетельство:
— Такие нам нужны! – говорит.
Фото Зинаиды Ивановны Казанцевой на моём рабочем столе. И в университете мне повезло на преподавателей. Тогда такой коррупции не было, не было и парализующих мозг нации тестов для идиотов, которые ныне из зомбоящика всячески лично одобряют ВВП и ДАМ…